Метавселенная: а где в ней Россия?

Метавселенная: а где в ней Россия?

Пару месяцев назад Facebook стал «Метой» и понеслось. Компании, хоть немного связанные с чем-то виртуальным, представили свои версии метавселенных и их элементы. За очень короткий срок цифровые миры стали любимцами медиа и новой большой вещью.  Многие говорят, что революция произошла не в технологиях, а в терминах. Мол, раньше это называли экосистемой, а сейчас, на хайпе, — метавселенной. Скорее да чем нет, но это не отменяет того, что наши дети будут жить одной ногой здесь, а второй — в виртуальном мире, неважно, AR это, VR или (скорее всего) Mixed Reality.

 

Мы пообщались с инженером по проектным решениям Acer в России Назиром Наурзоковым, чтобы узнать как развиваются метавселенные и кто  сейчас лидеров разработки данной технологии?

— Назир, как вы считаете сможет ли метавселенная дойти до властных структур, чтобы, например, совещания в мэрии проводились в виртуальном пространстве?

— В теории — да. Метавселенная — это попытка придать интернету некоторое физическое воплощение, пусть оно и существует исключительно на экране VR-гарнитуры или компьютера. Условно вместо посещения веб-страницы интернет-магазина через обычный браузер в метавселенной пользователи могут гулять по виртуальным полкам и примерять вещи на свой аватар.

Или посещать концерты любимых исполнителей. Если посмотреть на это со стороны, процесс мало чем отличается от просмотра онлайн-трансляции или записи концерта на видеохостинге: человек физически находится дома и смотрит в экран. Но концерт в метавселенной, особенно если у пользователя есть VR-очки, позволяет глубже погрузиться в опыт и ощутить эффект присутствия.

За время пандемии многие встречи, совещания и конференции перешли в онлайн. И компании, занимающиеся разработкой собственных метавселенных, понимают, что в ближайшие годы ситуация останется неизменной — а потому встраивают в свои метавселенные возможность проводить конференции в виртуальном пространстве. Так что технически такая возможность есть уже сейчас — например, Horizon Workrooms от Facebook представляет собой виртуальный кабинет для проведения совещаний и переговоров. Другой вопрос — готовы ли властные структуры и бюрократия к тому, чтобы использовать подобные решения.

От редакции добавим, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и представители правящей партии «Ак партия» встретились ранее на этой неделе, чтобы обсудить метавселенную, при этом президент призвал провести всестороннее исследование по этому вопросу. На совещании 25 января партийным лидерам было поручено изучить это явление со значительными последствиями для будущего. Ожидается, что экономические аспекты метавселенной, криптовалют и социальных сетей будут рассмотрены на форуме, который впоследствии будет организован правящей партией.

Это хоть и не в России происходит, но власти тоже начинают интересоваться этим направление, а значит, что совсем скоро дойдет и до нас данная тенденция. 

— Смогут ли россияне ходить по магазинам, не выходя из дома, посредством очков виртуальной реальности в метавселенных? Переходить из бутика с одеждой в продуктовый так же просто, как мы делаем это сейчас в реальности. Проводить там концерты, конференции, выставки, спортивные мероприятия. Есть ли уже такие технологии?

— Не так давно крупный бренд одежды H&M анонсировал появление своего первого магазина в мире метавселенной CEEK City. Также виртуальные костюмы и кроссовки создают Nike и Gucci, а VR-магазины вскоре заработают внутри метавселенной Meta (ex-Facebook).

Так что в теории в ближайшие несколько лет ТЦ и ТРЦ действительно смогут появиться в виртуальном пространстве. Нюанс заключается в том, что пока одежда, обувь и аксессуары, приобретаемые в метавселенной, остаются внутри нее — иными словами, вы просто покупаете новые скины для своего аватара.

Но стоит понимать, что метавселенные стали развиваться всего несколько лет назад, при этом компании планируют их полноценный запуск в течение будущего десятилетия. За это время бренды смогут глубже интегрироваться в виртуальную реальность, разработать новый механизм взаимодействия с покупателем. Возможность делать реальные покупки для дома не посредством интернет-магазина, а внутри метавселенной станет удобным и закономерным шагом — хотя бы потому, что VR-очки позволяют посмотреть на товар с разных сторон, понять, как он будет выглядеть в реальной жизни.

Что касается концертов, выставок и других мероприятий — все это также спокойно может переехать в метавселенные. В игре Fortnite, которую едва ли можно в полной мере считать метавселенной, уже прошли концерты Арианы Гранде и Трэвиса Скотта, а внутри игры Roblox состоялся концерт Lil Nas X — так что выступления артистов, выставки и конференции в полноценной VR-вселенной точно не за горами.

— Какие российские компании занимаются метавселенными?

— Российские компании пока не говорили о создании метавселенных.

Но, например, Пушкинский музей имеет хорошо проработанную виртуальную модель экспозиции. А Эрмитаж не так давно выпустил VR-фильм «Эрмитаж. Погружение в историю», который позволяет осуществить виртуальную прогулку по музею. Конечно, это довольно далеко от понятия метавселенной, но такие шаги позволяют предполагать, что именно сфера искусства даст толчок для развития обсуждаемого направления в России.

— Какие мировые компании продвинулись в этом направлении больше всего?

Facebook, пожалуй, подарил метавселенным больше всего рекламы и внимания в медиа — чего стоит переименование компании в Meta (от Metaverse — метавселенная). Также свою метавселенную развивает Microsoft. Обе компании обладают необходимыми мощностями, технологиями и финансами — и обе пока что продвинулись дальше других.

С другой стороны, онлайн-игры вроде Fortnite или Roblox имеют большой потенциал по переходу из состояния многопользовательской игры в состояние полноценной метавселенной. Они обладают большой и активной аудиторией, а внешне достаточно сильно похожи на концепт метавселенной (виртуальные аватары и пространства, магазины, концерты).

— Можно ли уже говорить от объемах рынка метавселенных в России и в мире?

Пока ни полноценного рынка, ни полноценного направления нет — все находится в зародышевом состоянии, производить какие-то оценки еще рано. Аналитики называют цифры порядка 10 млрд долларов (именно столько, кстати, Meta обещает тратить на развитие метавселенной ежегодно). Но эксперты Morgan Stanley говорят о том, что к 2030 году рынок метавселенных может стоить порядка 200-300 млрд долларов.

— Наступит ли такой момент, когда оборудование для погружения в метавселенную  станет настолько доступным, что появиться у каждого человека, как, например, сотовые телефоны?

— Телефон и сам по себе является оборудованием для погружения в метавселенную. Пока можно говорить о том, что в ближайшем будущем VR-очки станут более необходимым гаджетом и уже не будут ассоциироваться исключительно с геймерами и гиками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.